Олег Буров: «100 возможностей закончились пшиком»
26.01.2021
100 дней своих полномочий коалиция Рижской думы отметила повышением зарплат и введением ряда новых, оплачиваемых, должностей. На повышение зарплат председателя думы, трех его заместителей и восьми председателей комитетов и их заместителей и введение новых зарплат коалиция в этом году щедрой рукой выделила почти 160 000 евро. А ведь для того, чтобы хотя бы минимально повысить зарплаты работников детских садов, создав фонд, которым могли бы распоряжаться руководители дошкольных учреждений так же, как в школах, хватило бы немногим более 200 000 евро. Но нынешнее руководство думы и коалиция сочли это предложение нецелесообразным и его не поддержали.
Похоже, депутаты нынешней коалиции считают, что с оплатой персонала детских садов в Риге все в порядке, и повышать ее незачем. Даже несмотря на то, что в дошкольных учреждениях не хватает и педагогов, и другого персонала. Даже несмотря на то, что сотрудники детских садов, как и медики, сейчас, по сути дела, находятся на линии фронта. Это единственные образовательные учреждения, работающие очно. Работники детских садов, рискуя своим здоровьем, каждый день выходят на работу, чтобы дать возможность работать родителям. В начале прошлого года я своим распоряжением повысил зарплату всем воспитателям детских садов на 100 евро в месяц. В бюджете нынешнего года нужно было предусмотреть средства на повышение зарплаты персонала детских садов в следующем году. Не тут-то было. Воспитателям и няням, в отличие от председателя думы, трех его заместителей и дюжины председателей комитетов и их заместителей, повышения зарплат не видать. Зарплаты персонала детских садов не входят в список приоритетов нынешней думы. Прирост минимальной зарплаты в данном случае в расчет брать не стоит.
Когда осенью прошлого года была создана думская коалиция и нынешний созыв депутатов приступил к работе, казалось, что у новой коалиции самоуправления есть одно большое преимущество – однопартийцы в правительстве. Что теперь государство перестанет игнорировать и обделять рижан, поскольку исчезнет политическая ревность и желание побольше за «неправильно» избранных депутатов самоуправления и «неправильную» коалицию.
И вот прошло 100 рабочих дней Рижской думы, даже с хвостиком, и стало совершенно ясно, что рижанам, к сожалению, не жарко не холодно от этой связи руководителей думы и государства.
В Риге сосредоточено около 70% экономики всей страны. Понятно, что именно в Риге больше всего людей пострадало от экономического кризиса, вызванного COVID-19. Сейчас в Ригу не приезжают туристы ни из-за рубежа, ни из других регионов Латвии. Наоборот, рижане, имеющие возможность работать удаленно, отправляются на село, чтобы провести там период ограничений, и в то же время, работающие очно в выходные отправляются в регионы на отдых: кататься на лыжах, в гостевые дома, к морю. Больше всего находящихся в простое предприятий, связанных с туризмом и общественным питанием, тоже расположены в Риге. В Риге также наибольший удельный вес работающих в индустрии красоты. Этот список можно продолжить. Всем этим людям партии нынешних руководителей Рижской думы запретили работать, чтобы уменьшить распространение COVID-19. Можно спорить об обоснованности этого решения, но если эпидемиологи говорят, что нужно, то, очевидно, следует к ним прислушаться. Но за запретом на работу должна последовать понятная, простая и действительно ощутимая поддержка. Потому что от обязанности оплачивать счета домоуправлений, за воду и отопление (особенно в зимний период) рижан никто не освобождал.
Почему же нынешняя думская коалиция не говорила и не говорит с членами своей партии – министрами и премьером – о необходимости облегчить коммунальные платежи оставшимся без работы рижанам? Ведь ясно, что размер пособия по простою не компенсирует все необходимые расходы, особенно в зимний период. Статистические данные о размере пособий свидетельствуют, что в Латвии они самые маленькие среди стран Балтии. Почему сам мэр и целых три вице-мэра не обсуждают со своими министрами возможное решение проблем? Почему они не добились от правительства компенсации коммунальных платежей для тех, кому оно запретило работать?
Еще летом прошлого года я отмечал, что в целях повышения качества процесса удаленного обучения, необходимо обеспечить школы и учащихся компьютерной техникой. Осенью я снова напоминал об этом. И вот дошло до того, что удаленно будут учиться все школьники, и семьи, в которых двое или трое или больше детей, сейчас поставлены перед фактом – либо покупать ребенку компьютер, либо он не сможет учиться. Думаю, что уже в прошлом году было ясно, что министерство образования и науки не способно обеспечить компьютерами ни школы, ни школьников. Позаботиться о том, чтобы все рижане имели возможность учиться удаленно, должно было самоуправление. Но и эту проблему руководство города не считает важной.
Эксперимент с велодорожкой на улице Чака, думаю, уже оценили все рижане, которые пользуются общественным транспортом, курсирующим по этой улице. Не говоря уже о том, что эксперимент в условиях зимы и пандемии, когда интенсивность движения и близко не соответствует реальной, весьма далек от объективности. Я не против велодорожек, их должно быть много. Но я против противопоставления рижан. Если не ездишь на велосипеде – ты худший рижанин, и до таких нам дела нет. Или пересаживайся на велосипед, или меняй место жительства. Похоже, что это и есть новая рижская реальность.
В Риге, как и в других городах Европы, нужно думать о мобильности и о том, чтобы люди передвигались на различных видах транспорта. А также о том, чтобы разгрузить центр от машин. Но происходить это должно разумно, при обеспечении окружных путей, возможности попасть из одного района города в другой, не пересекая центр и не стоя в пробках. Где планы новых улиц? Где деньги из фондов ЕС на реализацию существующих проектов? До сих пор нет ясности о финансировании для полной реализации проекта Восточной магистрали, 4-й очереди Южного моста и других. Почему руководство думы не смогло договориться о выделении средств со своими однопартийцами и членами правительственной коалиции – министром сообщений и министром финансов?
Наконец, о самом грандиозном проекте столетия Rail Baltica. Если не будут выделены средства на интеграцию железнодорожных путей в городскую среду, то он грозит превратиться для рижан в неудачу столетия. А средства так до сих пор не выделены. Год назад я обращал внимание министра сообщений Линкайтса на то, что для того, чтобы Rail Balticа улучшил Ригу, а не просто разрезал ее рельсами, необходимо около 300 миллионов евро. Сейчас в кресле вице-мэра сидит член партии министра, но мы продолжаем выслушивать истории о том, что деньги будут выделены на пригородные электропоезда в Рижском регионе, но до сих пор не слышно ни слова о том, что министры сообщений и финансов заслушали своих однопартийцев в Рижской думе по поводу финансирования проекта Rail Baltica в Риге. Напомню, что Рига сама такие вложения произвести не может, и без поддержки государства, без софинансирования европейских фондов Rail Baltica останется только «рельсовым проектом», а не возможностью для развития. Он ухудшит жизнь рижан и испортит городскую среду.
Это только несколько из тех возможностей, которые в первые 100 дней были у руководства Рижской думы. К сожалению, приходится сделать вывод, что все они закончились пшиком, и единственное дело, которое всем запомнилось, это повышение собственных зарплат. Люди, решающие судьбу столицы, должны получать адекватное вознаграждение, но они также должны ориентироваться во времени и пространстве. И период, когда большая часть рижан перебивается на минимальные пособия или вовсе осталась без работы, совершенно не подходит для повышения своих зарплат.